top of page

Как справляться с поведенческими сложностями дошкольников: опыт мамы и руководителя садика «Сова-Сова»

Фото автора: СашаСаша


Я скептически отношусь к формулировке «нежелательное поведение», ведь любое поведение ребенка - это сигнал о неудовлетворении его потребностей. Агрессия, капризы или истерики - это не просто «плохое поведение», а реакция ребенка на голод, жажду, переутомление, нарушение его личных границ или способ «достучаться» до взрослых. Если мы научимся считывать эти сигналы, то сможем не просто справляться с ситуацией, но и поддерживать ребенка в сложные моменты. Для удобства восприятия я дальше буду использовать понятие «поведенческие сложности».


Представьте ситуацию: вы всего лишь попросили ребенка надеть шапку, а в ответ - слезы, крики, драма. Если в такие моменты вы чувствуете себя на грани взрыва, знайте: это нормально. Мы - люди, и наши эмоции являются естественной реакцией. Но важно, как мы реагируем дальше. Давайте поговорим о том, как помочь детям (и себе) справиться с подобными ситуациями.


Почему возникают поведенческие трудности?

Чаще всего за подобным поведением стоит одна из четырех причин. Давайте рассмотрим их с реальными примерами.


1. Сенсорный дискомфорт


Дети могут кричать, плакать или нервничать из-за перегрузки их нервной системы. Например, после шумного музыкального занятия ребенок может заплакать из-за того, что не может найти свою игрушку.

Что делать?


Если ребенку мешают громкие звуки, предложите ему отдохнуть в тихом уголке с мягкими подушками и игрушками.

Если малыш нуждается в физическом контакте, обнимите его или дайте тяжелое одеяло для успокоения.

Проверьте базовые потребности: не голоден ли ребенок или не хочет ли пить.


Пример из садика:

«Перед прогулкой одна девочка постоянно капризничала, потому что ее раздражал шум в раздевалке. Мы решили переодевать ее немного раньше, в спокойной атмосфере. Слезы исчезли, и прогулки стали приятными».


2. Желание привлечь внимание


Иногда дети ведут себя беспокойно, чтобы сказать: «Посмотрите на меня!» или «Мне нужно твое внимание!». Например, малыш бросает игрушки или намеренно проливает воду, пока вы говорите по телефону.


Что делать?


Выделяйте время для индивидуального внимания каждому ребенку. В садике «СоваСова» мы ежедневно слушаем детей, общаемся с ними и просто обнимаем.

Научите ребенка просить внимание конструктивно: например, сказать: «Мне нужна твоя помощь» или «Давай обнимемся».

Выделяйте качественное время ДО того, как начинается «буря». Например, посвятите 20 минут совместной игре без отвлечений.


Пример из жизни:

«Мой сын капризничал во время ужина, пока я отвечала на рабочие сообщения. Теперь я откладываю телефон перед едой и уделяю ему внимание. Его поведение значительно улучшилось».


3. Избегание сложного или неприятного

Некоторые дети избегают заданий, которые кажутся им слишком сложными. Например, во время занятия по лепке ребенок может капризничать, потому что ему трудно работать с пластилином.



Что делать?


Анализируйте задание: соответствует ли оно возрасту и возможностям ребенка?

Упрощайте процесс и добавляйте элемент игры. Например, вместо простой «лепки» предложите создать «волшебного червячка».


Пример из садика:

«Один мальчик прятался под стол, когда наступала пора рисовать. Мы выяснили, что он не любит пачкать руки красками. Теперь ему дают карандаши, и он с удовольствием рисует вместе со всеми».


4. Желание что-то получить

Некоторые дети привыкают добиваться своего через слезы. Например, ругаются за любимую игрушку или требуют конфету за выполненное задание.



Что делать?

Не подкрепляйте капризы. Вместо этого научите ребенка искать внутреннюю мотивацию. Например, объясняйте, что свежий воздух полезен для здоровья, а овощи помогают быть сильным.

Предложите замену: игрушка, символизирующая «связь с домом», может помочь ребенку успокоиться.

Пример из садика:

«Мальчик не хотел отпускать маму утром и первое время она обещала ему киндер после посещения садика. Впоследствии, когда ребенок каждый раз требовал сладкое из-за слёз, мама создала новый ритуал и начала передавать ему «игрушку-обнимашку». Теперь, когда ребенку грустно, он обнимает игрушку, и это помогло ему легче адаптироваться».


Алгоритм работы с нежелательным поведением

- Не реагируйте импульсивно. Прежде всего, помните: ребенок не стремится намеренно навредить или спровоцировать вас. Истерики - это способ выразить стресс и справиться с эмоциями, которые ребенок еще не умеет контролировать. Наши инстинктивные реакции (злиться, обвинять, критиковать) обычно только усугубляют проблему. Контролируйте свои мысли и эмоции, чтобы избежать персонализации ситуации.

- Оставайтесь спокойными. Если вы будете эмоционально стабильными, это поможет ребенку быстрее успокоиться. Используйте техники, которые помогают вам оставаться сдержанными: глубокое дыхание, пауза перед ответом.

- Игнорируйте поведение, если это возможно. Не подпитывайте негативное поведение эмоциональной реакцией. Например, если ребенок кричит, не начинайте кричать в ответ. Многие, когда слышат рекомендацию «игнорировать эмоцию ребенка», начинают игнорировать самого ребенка, и это не верно. Мы должны зеркалить состояние ребенка, оставаясь спокойными, эмпатичными и не впадая в истерики сами - именно это и заложено в понятие «игнорирование эмоции».

- Обеспечьте безопасность. Если ситуация может быть опасной для ребенка, вас или других, принимайте меры для защиты. Это может быть физическая защита (остановить ребенка, если он замахивается) или создание безопасного пространства для успокоения.

- Проанализируйте причину. Выясните, что стало триггером поведения. Ребенку может не хватать внимания, ему может быть трудно справиться с задачей или ситуацией, или он просто перегружен эмоциями.

- Компенсируйте потребность. Помогите ребенку удовлетворить то, чего ему не хватает: отдых, внимание, упрощение задачи и т.д.

- Научите выражать потребности конструктивно. Научите ребенка просить внимание или помощь словами, жестами, а не через слезы или агрессию.

- Подкрепляйте положительное поведение. После того, как ситуация стабилизировалась, обязательно похвалите ребенка за правильные действия или спокойное завершение конфликта.


Хвалите: «Мне нравится, как ты спокойно ждал своей очереди».




Заключение

Изменения не происходят мгновенно, но последовательность, терпение и любовь всегда дают результаты. Дети хотят чувствовать себя принятыми. Четкие правила и ваша поддержка помогут им чувствовать себя увереннее.


Помните: внимание, забота, спокойствие и постоянство - лучший способ воспитать счастливого ребенка.


С любовью,

Саша

0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

コメント


г. Киев

Бехтеревский переулок, 13

г. Лукьяновка (~10 мин)

м. Золотые ворота (~10 мин)

Мы на связи

2200013-07.png
  • Facebook
  • Instagram

© Детский сад "Сова-Сова" 2019

bottom of page